Тибетская притча о чёрных и белых камнях. Часть вторая.

Сегодня мы продолжаем разбор тибетской притчи о черных и белых камнях (первую часть читайте по этой ссылке).

Когда-то давным-давно жизнь тибетских пастухов была трудна и опасна. У них не было ни хижин, ни обустроенных мест для ночлега, так что, в отличии от нас, они были вынуждены жить в совершенно диких условиях. 

Даже сегодня жизнь тибетских пастухов отличается от Вашей или моей жизни. Поток времени смог стёреть из этой истории имена, даты и другие подробности, но между жизнью пастуха и Вашей жизнью до сих пор можно проводить параллели несмотря на то, что с того времени уже прошло пару тысяч лет. 

Из очевидного: 

• Вы тоже вынуждены зарабатывать/зарабатываете себе на жизнь, но только другим способом.

• Любая Ваша работа так же, как и работа пастуха сводится к выполнению определённых обязанностей.

Герой этой притчи пас своих овец далеко в горах, рядом с местом пребывания уважаемого и знаменитого отшельника. Многие люди обращались к отшельнику за личными наставлениями в Дхарме, и пастух тоже очень хотел посетить этого мудрого учителя. 

В наше время для большинства людей средневековая мудрость почти всегда выглядит абстрактной. Следовательно пытаясь сделать абстрактную мудрость конкретной, Вы обязательно встретите несколько препятствий. Для того чтобы научиться преодолевать препятствия и решать проблемы, Вы должны уметь отвечать на простые вопросы. Попробуйте/попрактикуйтесь прямо сейчас найти ответ на два из них:

  • Что заставляет Вас уважать других людей? 
  • Какое желание скрыто за попыткой тибетского пастуха получить личные наставления от мудрого наставника или учителя? 

В те времена люди приходили к отшельникам не только за наставлениями в Дхарме, но и за решением собственных проблем. Большая часть тех, кто хотел изучать Дхарму крутились в средневековом Тибете не вокруг одиночек-отшельников, а в вокруг известных лам и официальных монастырей. Сегодня в любой религии всё обстоит почти также.

Если Вы хорошо отточите свою внимательность и осознанность, то Вы сможете обнаружить, что большинство Ваших ответов, определяются не Вами, а тем, во что Вы, как человек, =>> верите. Некоторые люди искренне верят, что они, посетив такого учителя, смогут разом изменить всё или почти всё из того, что им мешает. Прямо сейчас попробуйте самостоятельно ответить на простой вопрос: 

• Можно ли с помощью личной силы Вашего духовного наставника или учителя изменить то, чем Вы недовольны в нашей стране?

• Можно ли в нашей стране изменить что-либо с помощью чьих-то личных наставлений? 

Ваш ответ на этот вопрос будет зависеть от того во что Вы верите. Тибетский пастух, о котором идёт речь в этой притче, – тоже, безусловно, кое во что верил. И когда...

Наконец-то пастух предстал перед отшельником. Он назвал себя и спросил, есть ли такая медитация, которая подошла бы необразованному и ничего не понимающему человеку вроде него. Отшельник дал пастуху личное наставление и посоветовал использовать очень простой способ медитации: пастух должен был набрать побольше камней черного и белого цвета, и следить отныне не только за своим стадом, но и за теми мыслями, которые появляются/возникают в его сознании и различать, какая возникла мысль — хорошая или плохая.

Вы, безусловно, способны фокусировать Ваше внимание на работе/учёбе и личных отношениях. Кто-то фокусирует своё внимание на покупке машины или квартиры. Кто-то борется со своей болезнью и одновременно мечтает об интересных путешествиях. Желания в нашей стране у людей разные, =>> однако, я верю, что свои собственные желания Вы знаете достаточно хорошо. При этом =>> для чего Вам этого знания достаточно, =>> я не знаю, НО...

• Если бы Вы прямо сейчас совершили мгновенное путешествие во времени и получили от уважаемого Вами человека такое же личное наставление, какое получил пастух, то о чём бы Вы подумали? 

Если Вы верующий человек, то те люди, которых Вы уважаете => могут быть в сегодняшнем многогранном мире =>> для Вас разными. Для буддистов – это Будда, Падмасамбхава, Кармапа или Цзонхава собственной персоной. Для тех, кто идёт по следам Христа =>> сам Христос или кто-либо из его двенадцати апостолов. Если Вы принадлежите к одной из ветвей ислама – это пророк Мухаммед. Для тех, кто изучает Тору – это Моисей или кто-либо из уважаемых традицией раввинов. Если Вы руководствуетесь в настоящее время идеями куклус клана или нацизма, то для Вас, как я полагаю, уважаемым человеком будет, например, такой человек =>> как Адольф Гитлер.

Я ещё раз, хм... => хотел бы повторить для Вас =>> свой/возможно неожиданный... или =>> не слишком-то простой сегодня для Вас вопрос:

• Если бы Вы совершили прямо сейчас мгновенное путешествие во времени и получили от уважаемого Вами человека личное и понятное наставление такого сорта, то о чём бы Вы подумали?

Вы можете подумать о плюсах этой практики:

Наставление тибетского средневекового отшельника не вступает в противоречие ни с одной официальной религией. Такого сорта полученное наставление не способно вступить в противоречие ни с одной известной Вам идеологией. Наблюдать за появляющимися в своём сознании мыслями могут не только православные, католики, баптисты, иудеи, индусы или мусульмане. Оценивать свои мысли могут даже боевики Аль-Каиды или те, кто воюет на стороне ИГИЛ, если они уважают Коран и то, что написано для правоверных мусульман в уважаемом ими Коране. Организации Аль-Каида и ИГИЛ запрещены в России, но фактически оценивать собственные мысли способны все, потому что =>> тотального м официального запрета в России на практики такого сорта =>> пока нет.

Я не могу Вас не предупредить и о минусах этой практики: 

Если Вы =>> в течении 20-30 минут =>> сможете качественно отделять хорошие мысли от плохих то, возможно, Вы можете взять и =>> без каких-либо внятных для своего окружения причин =>> отказаться делать сногсшибательную карьеру в официальном российском бизнесе или в запрещённом ИГИЛ. Я также обязан Вас предупредить, что способность самостоятельно отделять внутри своего сознания хорошие мысли от плохих, приведёт Вас к следующим результатам: Вы перестанете испытывать чувство вины, чувство правоты и даже чувство собственной ярости/гнева или же =>> неуправляемой Вами злобы. Это произойдёт не мгновенно и,=>> вовсе не потому, =>>что все эти замечательные чувства =>>> бесследно исчезнут внутри Вашего собственного сознания. Причина в другом. 

Т.е. Вы достигнете таких результатов по весьма веской причине, =>> которая может быть сформулирована так: это произойдёт, потому что для Вашего сознательного понимания станет доступна "изнанка"  Ваших собственных чувств. 

Большинство духовных авторитетов скажут Вам о том, что такая практика/может помочь Вам вступить на духовный Путь. Но никто из этих уважаемых авторитетов не скажет =>> куда Вас собирается повести в этом мире Ваша собственная душа. Если бы Вы, вступив на духовный путь действительно знали, где сможете оказаться через пять/десять или пятнадцать лет такой практики, то степень Вашего контроля над своей жизнью была бы очень и очень высока. Но обычно в Вашей реальной жизни степень Вашего контроля над Вашим собственным будущим – это всегда открытый вопрос.

Один из авторитетов буддизма по имени Бодхидхарма утверждал, что для вступления на путь у человека есть два способа: вхождение через принцип и вхождение через практику.

  • Способно ли сегодня =>> наставление отшельника взятое из притчи =>> переместить Вас на какой-либо путь, если Вы начнёте самостоятельно оценивать каждую мысль как хорошую или плохую?  
  • Если бы Вы =>> были кармически связаны с этим отшельником =>> и... однажды оно бы для Вас =>> неожиданно сработало, то как Вы могли назвать этот путь для себя?

Представьте на две-три минуты, что неграмотный пастух из притчи очень хорошо и качественно фокусирует своё внимание на появляющиеся в его сознании мыслях. Представили? 

А теперь ответьте ещё на один на вопрос: 

  • Он взялся сортировать свои мысли потому что понимает основополагающий принцип этой практики или... =>> потому что он, начиная выполнять инструкцию понимает, =>> куда эта практика его приведёт?

Когда я задаю Вам такие вопросы, то с одной стороны, я хочу Вас немного развлечь, НО… 

… то на чём будет в ближайшее время будет сфокусировано Ваше сознательное внимание может быть никак не связано с развлечением или же весельем. Я думаю, что Ваша реальная жизнь =>> имеет для Вас значительно больше смысловых оттенков =>> чем те развлечения и ловушки внимания, которые предлагает Вам сегодня разнообразный виртуальный мир. Вы можете с этим быть не согласны, но читая прямо сейчас эту притчу и сфокусировавшись на моих комментариях, Вы можете, чисто гипотетически, представить себя тибетским пастухом, предпринимателем, политиком и даже тибетским монахом. Так получилось, что я не знаю каковы склонности Вашей души. Или же =>> Вы решите =>> просто остаться самим собой. На чём бы прямо сейчас не было сфокусировано Ваше внимание, Вы можете спокойно подумать над вопросом, который позволит Вам контролировать будущее. Это прямой вопрос о последствиях: 

  • Если Вы начнёте заниматься этой практикой (представьте себе это) то, =>> понимаете ли Вы =>> к какому гарантированному результату =>> она Вас со временем приведёт?

Если мысль, которая появлялась в сознании пастуха была негативной, злой или подлой, то пастух должен был отложить в сторону один чёрный камень. Если же мысль была позитивной и доброй, то же самое нужно было сделать с белым камнем. При этом чёрные и белые камни надлежит регулярно, раз за разом складывать в две отдельные кучки. 

Большинство людей впитавших основы христианской культуры понимают эту практику очень просто. С их точки зрения практика слежения за мыслями предназначена для уменьшения чёрных и злых мыслей. Мечтая о победе над чёрными мыслями, многие люди верят в то, что они ведут борьбу или с собственными несовершенствами или с искушением дьявола. Если Вы росли и взрослели среди людей буддийской культуры, то Ваша точка зрения на первый, второй и третий этап этой практики будет, скорее всего, сильно отличаться от традиционного христианского понимания. Давайте с Вами вернёмся к тому, что происходит в нашей притче…

Пастух вернулся к своему стаду и сделал так, как учил его отшельник. Каждый раз, когда у него возникала мысль, он откладывал один камень. Вскоре он обнаружил, что около него возникла большая горка чёрных   камней, рядом с которой лежали всего несколько белых. 

Если Вам когда-нибудь встретится человек, который интересуется духовными практиками, то попробуйте рассказать ему эту притчу о средневековом пастухе и рискните задать ему один из двух вопросов:

• Для чего в духовных практиках рекомендуют маркировать появляющиеся в сознании человека чёрные и белые мысли?

• Какова основная задача понятной и простой практики, которую дал пастуху отшельник?

Помните, что в исследуемой нами притче никто не задавал тибетскому пастуху прямых и письменных вопросов. Но, если Вы живёте в России и пользуетесь безлимитным интернетом, то Вы всегда сможете зайти на моём сайте в раздел притчине и не только перечитать эти вопросы, но и подумать над ними. 

А сейчас давайте ещё раз вернёмся к нашей истории.

Чёрные мысли сильно беспокоили пастуха, и он поспешил к отшельнику, чтобы сообщить, что метод, который дал ему уважаемый отшельник не работает. Для пастуха это было очевидно. Ведь как только он погрузился в практику к нему стало приходить по какой-то причине много злых и негативных мыслей. Управлять плохими мыслями с помощью чёрных и белых камней пастух не мог, но он так же отчётливо/чётко понимал, что до встречи с отшельником всех этих злых и не хороших мыслей у него не было.

В нашем мире, т.е. пока мы живём с Вами на этом свете, склонности наших душ и наших характеров не существуют в безвоздушном пространстве.  На том свете, как и на этом, наши души тоже кое с чем связаны. Проверьте себя следующим образом:

• Если у Вас есть склонность обвинять в своих неудачах и трудностях других людей, то Вы сразу поймёте или в глубине своей души встанете на позицию, что если бы не отшельник, то... никаких чёрных мыслей в сознании пастуха никогда бы не было. 

• Если Вы имеете склонность к мистике =>> верите в сглаз/порчу и т.д. для Вас будет совершенно очевидо, что выполняя эту практику, пастух встретился не со своими чёрными мыслями, а с мыслями злого/отвратительного и не очень-то хорошего отшельника.

• Если Вы разбираетесь как работает тот метод, который дал пастуху отшельник, то Вы не только будете убеждены, что появление у пастуха множества злых и негативных мыслей – это результат хорошо подобранной и качественно выполняемой практики, но и... =>> будете знать то, каков для тибетского пастуха =>> следующий шаг в этой практике. 

Кто-то из Вас скажет, что ни рекомендации отшельника, ни цвет камней тут не причём, =>> потому что злые и негативные мысли определяются кармой. У меня нет причин возражать Вашей карме и, я надеюсь, что у Вас тоже. Согласны? 

Однако, тем читателям кто верит в карму и объясняет всё кармой, будет полезно напомнить, что абсолютно все наши объяснения зависят от склонностей нашего собственного характера и нашей души. А наши склонности зависящие от кармы, в свою очередь, впрямую буквально связаны/соединены с чёрными и белыми мыслями. Если Вы действительно верите в карму или всё объясняете себе кармой, то Вы легко ответите на простой вопрос:

  • Ваша вера в силу чужой кармы укрепляет Ваши чёрные мысли?
  • Или Ваша вера в собственную и чужую карму укрепляет только белые мысли?

Не правда ли… если Ваша карма привела Вас к этому вопросу, то Вы можете найти на него и Ваш собственный ответ. Однако, в зависимости от Вашей реальной кармы, =>> ответ на заданный мной вопрос =>>> будет для Вас либо чёрным, либо белым.

Отшельник выслушал пастуха и сказал: «Ничего страшного, продолжай. Всё будет хорошо». 

Задача ученика, который взялся выполнять такого сорта созерцательную практику, чётко понимать, что следует делать, а чего делать не нужно. Занимаясь созерцательными практиками =>> уметь отделять зёрна от плевел – это искусство. Получив от подобного отшельника инструкции =>> точно их выполнить, при этом не понимая, что на самом деле следует делать, – ни у кого не получится. Практика с подобной маркировкой мыслей вступает в противоречие сегодняшними традициям бизнеса и с современной культурой. Что я имею ввиду? 

Мечты о деньгах и мечты о строительстве карьеры, ведущей к социальному успеху невозможно реализовать... без дисциплины и без привычки =>> добиваться желаемого через усилие. Верно? 

Общество, и вся наша культура, а также бизнес предлагают нам постоянно прилагать усилия, укреплять намерение, напрягаться, напрягаться и ещё раз напрягаться... а также действовать, преодолевать препятствия =>> и... снова действовать. Практиковать усилие, а также дисциплину убеждают Вас с самого детства =>> Ваши отец/мать,  братья, сестры, бабушки и дедушки, =>> но и наше государство, национальность, а также народные пословицы и поговорки.

• Сколько раз Вы слышали, что под лежачий камень вода не потечёт?  

• А сколько читали примеров, которые убеждали Вас,=>> что в бизнесе или в той или иной нише, в которой Вы зарабатываете =>> никто без труда не выловит и рыбки из пруда?

• Вспомните рекомендации многочисленных психологов, которые убеждают/пытаются убедить всех и каждого… что то, что Вы хотите… надо хотеть в два-три или пять раз сильнее,=>> потому что, если ты слабо хочешь, то совсем слабо или совсем ничего не получишь. 

Зачем я Вам это напоминаю? Если тот человек, которого Вы уважаете Вам говорит: "Продолжай. Всё будет хорошо", - то, как правило, Вам предлагают продолжать прикладывать усилия, продолжать планировать и =>> продолжать действовать. И, скорее всего, я не ошибаюсь, потому что рядом с Вами редко живут отшельники. Давайте теперь вернёмся с Вами к старой тибетской притче…

Пастух стал каждый день наблюдать за своими хорошими и плохими мыслями, и постепенно количество чёрных   камней начало сокращаться, а количество белых камней — расти. 

Стоит нам набрать однажды сколько-то чёрных и белых камешков или фасолин, и начать маркировать приходящие в нашем сознание мысли, как всё в нашей жизни станет для нас простым. И путь к социальному успеху тоже. Верно? 

Или Вы уже начали понимать, что когда Вы оцениваете свои собственные мысли, то дело вовсе не в чёрных или белых камнях и, уж тем более, не в социальном успехе?

Наблюдение за состоянием ума меняет сознание. Таким утверждением заканчивается притча.

Авторитеты буддизма утверждают, что основной целью медитации всегда является созерцание. Фактически, в буддийских кругах это никогда не подвергается сомнению, как и то, что глубокое созерцание осуществляется не благодаря чёрным и белым камням, а благодаря прекращению намеренного/волевого вмешательства в своё собственное состояние. 

Кое-кто из читающих мантры современников утверждает, что именно в этом-то и заключается основная сложность созерцательных практик высокого уровня. Однако, если Вы начнёте понимать притчу с рекомендациями отшельника более прямо, то Вы обязательно встретитесь с простыми вопросами:

  • Какое место в созерцательной практике с чёрными и белыми камнями отведено для действий?
  • Что это за действия?
  • К чему эти действия Вас приведут или должны привести?  

Как только у Вас появятся свои ответы на эти вопросы – всё станет намного проще. Фактически отшельник из притчи не сказал ни слова о тех или иных сложностях созерцания. Он смог дать чёткие инструкции на абсолютно понятном пастуху языке без какой-либо религиозной терминологии. Вывод, который напрашивается сам собой:

Практика созерцания без пОнятых Вами инструкций – это дорога ведущая в никуда. 

Основная сложность созерцательных практик высокого, среднего или низкого уровня заключена именно в этом. Почему отшельник свёл для пришедшего к нему человека основную созерцательную практику к сортировке белых и чёрных камней во внешнем мире? Это имеет свою причину, но нас с Вами это не касается. У любого пастуха/автослесаря или хирурга какая-то часть внимания должна или обязана находится во внешнем мире. Чтобы сфокусировать внимание пастуха на черных и белых камнях этой простой причины, скажем так, было бы вполне достаточно. Но… 

  • Что может произойти, если в своём внутреннем мире =>>> пастух или другой человек хорошо освоит маркировку приходящих к нему мыслей?

В тибетской притче, которая сохранила свой дух/мотивацию и смогла дойти к нам сквозь века, не говорится, что для такой практики существует несколько разных инструкций. Фокусируя внимание пастуха на чёрных и белых камнях, отшельник не говорит пастуху ни о целях, ни о препятствиях такого сорта созерцания. Отшельник не только ни к чему и никого не призывает, но и даже никак не мотивирует пастуха рассказами об уровнях Самадхи или красочными баснями о плодах просветления и результатах, которые может получить пастух, если он станет в этой, а не в другой жизни =>> профессиональным созерцателем высокого или низкого уровня. 

Хотите перечитать эту притчу и подумать над поставленными в ней вопросами?

Тогда добавьте к ним ещё три вопроса от Иерархии.Ru:

  • С чем встретится лицом к лицу пастух, занимаясь такой практикой?
  • Чему он перестанет сопротивляться?
  • Какие прикладные возможности скрыты для него в таком подходе и созерцании?

Если Вы выросли в окружении людей исповедующих христианскую культуру, то Вам стоит задуматься о том, что:

  • Когда Вы отточите способности своего разума к оценке, то Вы будете вынуждены очень далеко отдалится от смирения и от других заповедей Христа. 

Или же... в реальности... всё обстоит прямо наоборот? Например так:

  • Не отточив =>> имеющиеся у Вас способности к подобного рода оценке =>> Вы никогда и ни за что =>> не сможете приблизится к десяти заповедям Христа?
  • Или же, если мы с Вами действительно займёмся практикой оценивания приходящих к нам мыслей, то на самом деле =>> по какому бы пути мы не шли, =>>> мы приблизимся к десяти заповедям?  

Успокоение ума и покорение "демонов" происходят одновременно. Так утверждает Падмасамбхава. Если высказывание Падмасамбхавы для Вас действительно верно то, с точки зрения метода, не имеет никакого значения по какой религиозной тропе мы идём. Верно? 

Для уважаемых буддистов =>> мне всё же следует пояснить, что именно я имею ввиду: если Ваш ум спокоен и Ваши демоны покорены, =>> то для Вас не имеет особого значения в какую церковь Вы войдёте и =>> с какими попами, ламами или учителями =>> Вы будете общаться. Верно?

Или же Вы уверены, что я по каким-то причинам ошибаюсь? 

Вашим друзьям по духовным практикам, я думаю, что было бы весьма интересно узнать, какие акценты Вы делаете =>> когда думаете об этой притче, а также =>> что думают о маркировке Вашего мышления чёрным и белым цветом =>>> Ваши демоны. 

Пожалуй, это всё, что я хотел Вам сегодня сказать. 

Закрыв эту притчу Вы останетесь наедине с собственными мыслями. Прямо сейчас Вы уже знаете или можете запланировать то, чем Вы ближайшем будущем будете заниматься. Если наблюдая за своими мыслями Вы захотите быть чуть больше похожими на тибетского пастуха, то Вы можете переехать из города в деревню и даже попробовать устроится в животноводческое хозяйство. Однако, независимо от Вашего выбора =>> лично я желаю, чтобы Вы взрастили и укрепили собственный здравый смысл, и… кем бы Вы не работали =>> развивали имеющуюся у Вас способность к самостоятельным выводам. 

Умея делать свои выводы =>> в самых разных обстоятельствах =>> Вы сами поймёте по какой дороге Вам следует идти.

С уважением к Вам, Юрий Сысоев, автор проекта Иерархия.Ru  

 

Новое на сайте

Притча В Божье лавке

Если Вы встретитесь с Всевышним, то как Вы себя поведете и о чем будете говорить?
С помощью этой притчи примерьте эту ситуацию на себя.

Читать далее

Связаться через

         

© 2011-2017 Иерархия.Ru – проект Юрия Сысоева о власти и контроле, психологии, здоровье и о тех закономерностях, которые управляют личными отношениями и жизнью людей.
e-mail: otvet-ot@ierarhiya.ru Все права защищены. Правовая информация.